Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий, включена в Реестр аккредитованных ИТ-компаний (№ 775 от 31.12.2010 г.)
Компания осуществляет деятельность в области информационных технологий, включена в Реестр аккредитованных ИТ-компаний (№ 775 от 31.12.2010 г.)
Что изменится в России с 1 октября 2026 года
Проиндексируют тарифы на ЖКУ, скорректируют условия семейной ипотеки, вступит в силу закон о платформенной экономике
С 1 октября вступят в силу положения 170 федеральных актов, принятых на данный момент.
Ключевые изменения затронут кредиты и платежи, бизнес, налоги и ряд других сфер. Рассказываем о наиболее заметных нововведениях.
💳 Кредиты, платежи
Изменятся условия семейной ипотекиС 1 октября условия программы «Семейная ипотека» будут зависеть от количества детей в семье и региона проживания. Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области получат отдельные условия как «столичные» регионы.
Для семей с пятью и более детьми в столичных регионах максимальная сумма кредита составит 18 млн руб. при ставке 4% годовых, с четырьмя детьми — 18 млн руб. под 6%, с тремя детьми — 18 млн руб. под 8%.
В остальных регионах семья с пятью детьми сможет получить до 10 млн руб. под 2%, с четырьмя — до 10 млн руб. под 4%, с тремя — до 10 млн руб. под 6%. Хотя бы одному ребенку не должно исполниться 7 лет. Максимальный срок кредитования уменьшится до 15 лет.
Ставка по кредитам на покупку земельного участка с последующим строительством жилого дома, а также на строительство или завершение строительства частного дома останется на уровне 6% независимо от региона и количества детей.
Подробную таблицу новых условий можно посмотреть в новости.
- Федеральный закон от 3 июля 2019 г. № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)»
- Решение Минфина России от 22 сентября 2026 года № 25-67381-01850-Р
Введут ограничения на выдачу дорогих микрозаймовС 1 октября 2026 года МФО не смогут выдавать клиенту более двух потребительских займов с полной стоимостью свыше 200% годовых. При подсчете будут учитывать такие займы, оформленные не только в МФО, но и в других кредитных организациях.
Правило распространяется на новые договоры, заключенные с 1 октября 2026 года, и будет действовать до 1 апреля 2027 года. После этой даты ограничение станет строже: запрет коснется выдачи более одного займа с полной стоимостью выше 100% годовых.
Подробнее о планируемых изменениях лимитов для МФО — в новости.
Появится возможность пополнять счет наличными по СБП через любой банкоматБанки смогут подключиться к новому сервису СБП, позволяющему физлицам вносить наличные на счет через банкомат другого банка. Участие банков в сервисе будет добровольным.
Установлены лимиты: 25 тыс. руб. за одну операцию, 50 тыс. руб. в течение суток и 200 тыс. руб. за календарный месяц.
Кроме того, расширится использование СБП для платежей в пользу нотариусов, адвокатов с адвокатскими кабинетами, медиаторов, арбитражных управляющих, оценщиков и патентных поверенных.
Подробнее — в новости.
💼 Бизнес
Вступит в силу закон о платформенной экономикеС 1 октября начнет действовать комплексное регулирование отношений между цифровыми платформами, их партнерами, продавцами, исполнителями и пользователями. Новые нормы распространяются на маркетплейсы, классифайды, сервисы доставки готовой еды и другие посреднические цифровые платформы.
Появится специальный реестр цифровых посреднических платформ. Операторы получат дополнительные обязанности: проверять сведения о партнерах и информацию в карточках товаров, заранее предупреждать об изменении существенных условий сотрудничества, согласовывать скидки за счет продавца и обеспечивать досудебное рассмотрение жалоб и споров.
Какие платформы попадут в реестр и как будут контролировать исполнение новых требований, подробно разобрано в статье.
Установят лимиты на работу самозанятых через цифровую платформу с одним заказчикомОператоры платформ должны будут ограничивать систематическое и продолжительное сотрудничество одного заказчика с одним партнером-физлицом. Критерием систематической занятости станет работа на одного заказчика через платформу от 60 часов в месяц в течение шести месяцев подряд.
При превышении лимита платформа приостановит выдачу и прием заказов именно в этой паре. При этом самозанятый сможет продолжить работать с другими заказчиками через ту же платформу.
Ограничение будет применяться к отдельным сферам, включая строительство, складское хозяйство, отдельные виды оптовой торговли, обслуживание зданий и территорий, производство пищевых продуктов, общественное питание, операции с недвижимостью и образование.
Введут штрафы для операторов посреднических цифровых платформЗа нарушение требований закона о платформенной экономике появятся специальные административные штрафы. Ответственность предусмотрена, в частности, за отсутствие технической возможности размещения информации партнером, нарушение правил снижения цены товара, неправомерное ограничение доступа к личному кабинету и нарушение требований к поисковой выдаче.
Срок давности привлечения к административной ответственности составит 90 календарных дней. Большинство таких дел будет рассматривать ФАС России, отдельные нарушения — также Роспотребнадзор.
Подробный разбор изменений есть в материале.
- Статья 14.69 КоАП РФ «Неисполнение требований оператором посреднической цифровой платформы»
- Федеральный закон от 4 августа 2026 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Стартует выдача лицензий на торговлю табачной и никотинсодержащей продукциейЛицензированию будут подлежать закупка, хранение и поставка табачной продукции, сырья и никотинсодержащей продукции, а также розничная и развозная торговля.
Лицензию на розничную торговлю будут выдавать отдельно на каждый торговый объект, а для развозной торговли — на каждое транспортное средство. Срок действия лицензии — до пяти лет.
Госпошлина за лицензию на закупку, хранение и поставку составит 800 тыс. руб., за розничную и развозную торговлю — 20 тыс. руб. за каждый год действия лицензии. Обязательной лицензия станет с 1 марта 2027 года.
- Федеральный закон от 26 июня 2026 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 26 июня 2026 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Изменятся правила маркировки для некоторых товарных группС 1 октября обязательная маркировка распространится на хозяйственные и санитарно-гигиенические изделия, а также туалетные принадлежности. Немаркированные остатки, произведенные или ввезенные до этой даты, разрешено продавать до 30 сентября 2027 года.
Также уточнят сведения, передаваемые в систему «Честный знак» при маркировке консервов. Крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы начнут наносить коды и передавать данные о вводе в оборот мясной продукции. Для автомобильных жидкостей заработает разрешительный режим продажи через проверку кода товара на кассе.
Подробнее об изменениях маркировки — в новости.
💰 Налоги
Завершится массовая рассылка налоговых уведомлений физлицам за 2025 годДо 10 октября ФНС России планирует направить налоговые уведомления 69,9 млн россиян. Более 90% уведомлений будут электронными — через личный кабинет налогоплательщика и портал госуслуг. Остальным их направят заказными письмами.
Указанные в уведомлениях налоги необходимо уплатить не позднее 1 декабря 2026 года. Для налогоплательщиков на отдельных территориях Курской области действует продление срока на 12 месяцев.
Что делать, если уведомление не пришло вовремя, можно узнать в Энциклопедии решений.
Изменится порядок подтверждения ставки НДС 10% при продаже детских товаровДля применения ставки НДС 10% потребуется документально подтвердить, что товар предназначен именно для детей. Подтверждением станут сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, зарегистрированных в соответствующем реестре, либо документы, предусмотренные правом ЕАЭС.
При ввозе детских товаров такие документы нужно будет представить таможенному органу одновременно с декларацией.
Подробнее о ставке НДС 10% — в Энциклопедии решений.
Начнет применяться перечень смягчающих обстоятельств при расчете штрафа ФНС РоссииС 1 октября налоговые органы будут применять специальные правила учета обстоятельств, смягчающих ответственность. При наличии хотя бы одного такого обстоятельства штраф может быть уменьшен не менее чем в два раза и не более чем в десять раз.
Учитываться смогут, в частности, тяжелые личные или семейные обстоятельства, материальное положение, незначительность нарушения и степени вины, добровольное прекращение противоправного поведения, устранение вреда и возмещение ущерба бюджету.
Подробнее — в Энциклопедии решений.
Изменится порядок расчета НДС по длящимся договорамНовые правила касаются ситуаций, когда обязанность уплатить НДС возникла у продавца уже после заключения договора из-за изменения налогового законодательства, а покупатель не имеет права на вычет.
Если стороны заранее не предусмотрели порядок действий на такой случай и не пересмотрели цену, продавец должен будет исчислять НДС расчетным методом — не добавляя его к старой цене, а выделяя из нее.
Как учитывать НДС, если он не был выделен в цене договора, рассказывается в Энциклопедии решений.
- Федеральный закон от 4 августа 2026 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в статьи 166 и 168 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2025 г. № 41-П
Прослеживаемые товары будут ввозиться из ЕАЭС по ДОПППри ввозе в Россию из ЕАЭС прослеживаемых товаров в рамках СПОТ больше не потребуется отдельно подавать в ФНС уведомление о ввозе. Регистрационный номер партии налоговая служба присвоит на основании документа о предстоящей поставке товаров.
При изменении сведений о поставке потребуется корректировочное уведомление. Сообщить в ФНС нужно будет и в случае, если ввоз фактически не состоялся.
О первых результатах работы СПОТ можно прочитать в новости.
⚡ Иные сферы
У покупателей маркетплейсов появятся новые праваПотребители смогут предъявлять требования к продавцу по поводу недостатков товара непосредственно с использованием посреднической цифровой платформы. Оператор должен обеспечить такую возможность.
При возврате товара покупатель сможет получить деньги также через платформу. Договор между оператором и продавцом может предусматривать передачу товара для замены или ремонта через пункт выдачи с использованием логистики платформы.
Что еще изменится для покупателей и продавцов маркетплейсов — в статье.
Проиндексируют тарифы на коммунальные услугиС 1 октября регионы смогут повысить коммунальные платежи, а максимальный индекс роста в зависимости от субъекта составит от 8% до 22%.
Самый высокий показатель установлен для Ставропольского края — 22%, для Республики Дагестан — 19,7%. В Москве индекс составляет 15%, в Московской области — 12,8%, в Санкт-Петербурге — 14,6%.
Индексация тарифов не отменяет действующие льготы и субсидии для отдельных категорий граждан.
О контроле за повышением тарифов — в новости.
Росреестр и Россельхознадзор смогут использовать данные с БПЛА для назначения проверокСведения, полученные с помощью беспилотников, смогут стать основанием для дальнейших контрольных мероприятий в отношении земельных участков.
Росреестр сможет выявлять сдвиг границ участков, незаконные постройки, заброшенные земли и другие признаки нарушений. Россельхознадзор — нарушения требований при использовании сельскохозяйственных земель и содержании животных.
Зафиксированное дроном отклонение само по себе не означает автоматический штраф. Сначала собственнику могут направить предупреждение и предложить добровольно устранить нарушение.
Подробнее — в новости.
Органы местного самоуправления смогут определять границы запретных зон для продажи табачной продукцииМуниципалитеты получат возможность самостоятельно определять допустимое расстояние от мест продажи табачной и никотинсодержащей продукции до образовательных организаций. В городах федерального значения эти полномочия будут у органов власти соответствующего субъекта РФ.
Проект границ должен пройти предусмотренное согласование и общественное обсуждение.
Подробнее о новом порядке — в новости.
- Федеральный закон от 26 июня 2026 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2026 г. № 1130
Образовательные организации смогут временно проводить закупки через маркетплейсыС 1 октября 2026 года школы, детские сады и профессиональные образовательные организации смогут участвовать в эксперименте по закупкам через цифровые платформы. Эксперимент продлится до 30 сентября 2028 года.
Закупки будут проводиться с учетом общих требований Закона № 44-ФЗ.
Подробнее — в новости.
Налоговые органы начнут передавать в МВД России сведения о доходах мигрантовФНС России будет передавать МВД сведения о зарплате и других вознаграждениях иностранных работников из расчетов по страховым взносам. Информация будет направляться за 3, 6, 9 и 12 месяцев не позднее 45 календарных дней после окончания соответствующего периода.
По самозанятым иностранцам налоговая служба будет ежегодно передавать сведения о доходах из приложения «Мой налог». С 25 октября СФР начнет направлять МВД данные о трудовой деятельности иностранцев из системы персонифицированного учета.
Подробнее — в новости.
Вступят в силу новые ГОСТыС 1 октября начнут действовать около 900 новых стандартов. Они затрагивают вопросы окружающей среды и ее влияния на человека, машиностроение, электротехнику, сельское хозяйство и другие направления.
В числе новых стандартов — ГОСТы по асептическому производству медицинской продукции, защите от коррозии, безопасности цепных пил и противогололедным материалам для автомобильных дорог.
Один из новых документов:
Найти интересующий стандарт можно в Навигаторе по ГОСТам.
Источник: ГАРАНТ.РУ