Главная » Новости и акции » Закон "Об организации дорожного движения": платные парковки и другие маленькие радости

Закон "Об организации дорожного движения": платные парковки и другие маленькие радости

30 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения). Закон определяет основные принципы организации дорожного движения, устанавливает полномочия органов государственной власти федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления в сфере организации дорожного движения, а также определяет механизм выработки и реализации государственной политики, направленной на обеспечение эффективности организации дорожного движения.

Закон продолжает проводимую в последние годы государством линию на повышение безопасности движения и наведение порядка на дорогах порой жёсткими и непопулярными среди автомобилистов мерами. Так, в числе основных принципов организации дорожного движения в Российской Федерации названы приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов и приоритет развития транспорта общего пользования.

 

Одним из мероприятий по организации дорожного движения, призванным обеспечить её эффективность, закон называет развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог).

Закон устанавливает перечень требований к парковкам общего пользования, как бесплатным, так и платным. Парковка может быть размещена на части автомобильной дороги, территории, примыкающей к проезжей части или тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо в подэстакадных или подмостовых пространствах, на площадях и иных объектах улично-дорожной сети, а также в зданиях, строениях или сооружениях.

Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования принимаются органами местного самоуправления. Особо указывается, что на территориях, застроенных многоквартирными домами, такие решения должны приниматься с учетом мнения собственников помещений в этих домах. Однако механизма выявления и учета этого мнения Закон не предусматривает, он должен быть установлен муниципальными актами. В связи с этим возникают серьёзные опасения, что всё сведётся к печально известным общественным слушаниям, результаты которых, могут, по сути дела, игнорироваться инстанциями, принимающими решения о застройке территории и размещении тех или иных объектов.

Впрочем, решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются в соответствии с жилищным законодательством и земельным законодательством, то есть собранием собственников помещений жилого дома. Однако к теме парковок на придомовых территориях мы ещё вернёмся.

При размещении парковок должны соблюдаться требования экологической безопасности, а их назначение и вместительность должны соответствовать нормативам градостроительного проектирования. Особые требования установлены для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя: в них должны быть предусмотрены парковки общего пользования для грузовых транспортных средств, автобусов и легковых автомобилей в количестве, соответствующем потребности, определенной в специальной документации по организации дорожного движения (комплексных схемах и проектах организации дорожного движения).

В каждом субъекте федерации и муниципальном образовании должен вестись реестр парковок общего пользования.

 

Особое внимание уделено в Законе платным парковкам. Они стали привычной частью жизни крупных городов ещё до принятия Закона об организации дорожного движения. Скажем, все улицы в центральной части Москвы сегодня смело можно разделить на две зоны: зона платной парковки и зона действия знака "Остановка запрещена". Однако со вступлением Закона в силу автомобилистов ожидают некоторые новинки.

Платная парковка, как мы уже отметили, рассматривается Законом как разновидность парковки общего пользования, т.е. она предназначена для использования неограниченным кругом лиц. В этой связи особый интерес вызывает самое, пожалуй, спорное нововведение Закона об организации дорожного движения - платные парковки во дворах.

На этой теме стоит остановиться отдельно. До сих пор платные парковки организовывались либо на территориях общественно значимых объектов (у торговых центров, кинотеатров, офисов и т.п.), либо, с недавнего времени, на улично-дорожной сети. Попытки организовать платную парковку во дворах жилых домов иногда встречались, однако эти действия носили, как правило, противоправный характер и представляли собой самовольный захват территории владельцами прилегающей коммерческой недвижимости.

С вступлением в силу Закона об организации дорожного движения всё может измениться. Дело в том, что Закон, впервые, пожалуй, в российской истории, разрешает устройство платных парковок во дворах жилых домов. Причём сделано это весьма замысловатым образом: Закон содержит перечень территорий, на которых законом субъекта Федерации платные парковки могут быть запрещены (образовательные, медицинские организации и т.п.). В числе этих территорий упомянуты и земельные участки, относящиеся в соответствии с жилищным законодательством к общему имуществу многоквартирных домов, то есть - придомовые территории. Фактически, речь идёт о дворах. Казалось бы, закон идёт навстречу автовладельцам: субъекты своими законами могут запретить платные парковки во дворах. Но, если кому-то предоставлено право что-то запретить - значит, по общему правилу это разрешено.

Сказанное не может не вызывать серьёзных опасений, не превратятся ли наши дворы в течение ближайших лет в платные парковки. Разумеется, решения об этом могут приниматься, как уже было сказано, только общими собраниями собственников помещений. Однако хорошо известны и механизмы продавливания решений таких собраний. Особую тревогу вызывают жилые дома, в которых имеются крупные нежилые помещения, используемые в коммерческих целях, или, скажем, гостиницы. Ведь количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, а она, в свою очередь, зависит от размера принадлежащего ему помещения.

Нетрудно догадаться, что владелец крупного встроенного магазина или гостиницы, занимающей один или несколько подъездов в жилом доме, сможет фактически единолично организовать во дворе дома платную парковку. Причём место на ней для жителей дома не будет гарантировано даже за деньги - ведь такая парковка является общедоступной.

Размер платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах не должен превышать максимального размера, установленного органами власти субъектов Федерации, которые, в свою очередь, должны руководствоваться методическими рекомендациями, установленными Минтрансом России.

Взимание платы за пользование платной парковкой должно быть организовано с использованием автоматизированной системы оплаты в наличной или безналичной форме, причем закон не обязывает владельца парковки обеспечить пользователю возможность выбора способа оплаты.

Закон об организации дорожного движения содержит перечень автомобилей, освобождённых от платы за парковку, однако в него входят лишь транспортные средства Вооружённых Сил, специальных органов и служб (пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб и др.). Право бесплатной или льготной парковки для тех или иных категорий граждан может предусматриваться другими федеральными законами, а также законодательством субъектов Федерации и самими владельцами парковки.

 

Мы вкратце остановились лишь на наиболее спорных, на наш взгляд, положениях Закона об организации дорожного движения. Как эти нормы будут применяться на практике - покажет время, возможно мы излишне сгущаем краски. Однако, в любом случае, нормы нового закона заслуживают самого пристального и внимательного изучения всеми заинтересованными участниками дорожного движения.

Артем Барсегян,

юрист компании "Гарант"